Мезоамериканские культуры поклонялись множеству богов, которые выделяются как уникальные даже среди других древних политеистических культур. Однако немногие из них настолько уникальны и пугающи, как Шипе Тотек, или «Освежёванный». Церемонии в честь Шипе Тотека часто были жестокими, включая человеческие жертвоприношения и снятие шкур с трупов, но божество также почиталось как бог весны и возрождения, а человеческая кожа рассматривалась как просто оболочка, содержащая в себе семя жизни.
Шипе Тотек (Xipe Totec) был особенно важным божеством среди культур тольтеков и ацтеков, где его почитали как бога весны, бога-покровителя семян и растений, а также покровителя рабочих по металлу и драгоценных камней. Но хотя эти ассоциации кажутся довольно полезными, ритуалы, окружающие Шипе Тотек, были совсем не такими.
В качестве символа новой растительности или «новой кожи», покрывающей Землю каждую весну, Шипе Тотек носил кожу человеческого жертвоприношения — и изображения бога обычно изображают его одетым в свежесодранную кожу. Существовало несколько ритуалов, посвященных Шипе Тотеку, каждый из которых включал в себя человеческие жертвоприношения.
Место Шипе Тотека в мезоамериканской мифологии
Есть несколько возможных точек происхождения Шипе Тотека. Некоторые историки полагают, что Шипе Тотек, возможно, произошел от культуры ольмеков, которые основали, вероятно, первую мезоамериканскую культуру на территории нынешнего Мексиканского залива и побережья Веракруса. Другие предполагают, что происхождение Шипе Тотека связано с цивилизацией Йопе, расположенной в высокогорье Герреро.
Однако только примерно в девятом веке нашей эры мы начинаем видеть изображения Шипе Тотека в искусстве, особенно в культуре Масапан в Тескоко.
К этому моменту многие мезоамериканские культуры начали поклоняться богу в той или иной форме, включая ацтеков, тлашкальтекцев, сапотеков, микстеков, тарасков и уастеков. Изображения Шипе Тотека можно найти и в некоторых более поздних культурах майя, его подобие появляется в произведениях искусства, найденных в Чичен-Ице, Майяпане и Оккинтоке.
Но кем же был этот бог для мезоамериканских культур и почему поклонение ему было настолько распространено?
Согласно мезоамериканской мифологии, Шипе Тотек был сыном Ометеотля, изначального андрогинного бога, который в конечном итоге разделился на двоих, Ометекутли и Омесиуатля, чтобы создать все творение. В ацтекских преданиях Шипе Тотек также был братом трёх главных богов: Тескатлипоки, Уицилопочтли и Кетцалькоатля.
Каждый из этих богов занимал центральное место в мифологии ацтеков. Тескатлипока ассоциировался с ночным небом, ураганами, обсидианом и конфликтами; Уицилопочтли был богом-покровителем ацтеков и имел сильные ассоциации с солнцем и войной; Кецалькоатль был богом утренней и вечерней звезды, позже известным как покровитель жрецов, изобретателем книг и календаря, а также символом смерти и воскресения.
Как и Шипе Тотек, некоторые ритуалы, посвященные этим божествам, включали в себя человеческие жертвоприношения. В результате каждый из них был так или иначе связан со смертью.
В случае с Шипе Тотеком считалось, что он был источником болезней среди человечества, и поэтому ему приносились многие жертвы либо для предотвращения, либо для лечения болезней.
Тлакашипеуалицтли, ужасный фестиваль, посвященный Шипе Тотеку
Во втором месяце года ацтеков (примерно в апреле) поклонники Шипе Тотека проводили фестиваль, известный как «Тлакаксипеуалицтли», или «Сдирание кожи с людей». Судя по названию, этот фестиваль был довольно ужасным.
«Сдирание кожи с людей» представляло собой фестиваль длиной в месяц — 20 дней по ацтекскому календарю — во время которого пленников, обычно военнопленных, готовили к жертвоприношению посредством серии сложных танцев и ритуальной стрижки.
На второй день фестиваля пленников заставили сражаться с хорошо вооруженными боевиками. Во время фестиваля чествовали тех, кто проявил особую храбрость, выиграв состязания по фальсификациям или гордо идя навстречу своей смерти.
Конечно, в конце концов их все равно принесли в жертву. Обычно это жертвоприношение включало в себя снятие с пленников шкур и сердец и подношение сердец солнцу. Иногда их тела были частично съедены.
Затем содранные шкуры носили молодые люди, которых называли Тототечи или Ксипеме, «Освежеванные», которые надевали содранные шкуры на протяжении всего фестиваля, маршируя по городу и участвуя в инсценированных конфликтах. Испанские наблюдатели, которые позже рассказывали о фестивале, рассказывали, что к 20-му дню шкуры были в ужасном состоянии.
В конце 20-го дня Ксипеме наслаждались пиршеством и, наконец, сняли содранные шкуры и закопали их в пещере под центральным храмом города.
Однако фестивалю предшествовала еще одна серьезная практика. В течение 40 дней член общины одевался как Шипе Тотек, украшенный ярко-красными перьями и золотыми украшениями. Другие имитаторы, одетые как восемь других главных богов мезоамериканской мифологии, включая Кетцалькоатля. Затем, в первый день фестиваля, этих имитаторов принесли в жертву и содрали шкуру.
Их шкуры были окрашены в желтый цвет и назывались «теокуитлакемитль» — золотые одежды, которые жрецы носили во время ритуальных танцев и церемоний или надевали «ободранные».
Хотя по современным меркам эти ритуалы могут показаться ужасными, мезоамериканцы с большим почтением относились к ношению чужой кожи. Акт был призван символизировать омоложение Земли каждую весну и показать, что значит жить как семя внутри шелухи, очень похожее на початок кукурузы.
Мрачные изображения в искусстве
В искусстве Шипе Тотек часто изображается в свежесодранной коже жертвы. Мезоамериканские культуры поклонялись ему как символу жизни, возникающей из мертвой земли, и новых растений, прорастающих из семян.
Изображения Шипе Тотека можно найти в различных средах и культурах Мезоамерики. Его часто можно увидеть изображенным на картинах, скульптурах и масках. На многих изображениях его лицо выглядит раздутым и гротескным, а содранная кожа явно связана за затылком.
На многих изображениях также виден разрез над сердцем, из которого извлекали сердца жертв. На некоторых изображениях также изображен Шипе Тотек, держащий сердце жертвы.
С современной точки зрения может показаться странным, что такой устрашающий и ужасный бог был чрезвычайно популярен среди мезоамериканских культур. Тем не менее, концепция человеческого жертвоприношения была распространена во многих частях досовременного мира.
Более того, в этих культурах человеческое жертвоприношение рассматривалось не как конец жизни, а скорее как подношение высшей силе, а в некоторых случаях даже как честь.
Если бы чья-то жизнь могла обрести более глубокий смысл после смерти и принести пользу обществу, она казалась бы гораздо менее жестокой, чем мы можем себе представить. Многие культуры также верили в реинкарнацию и не считали смерть конечной целью.
Тем не менее, возможно, лучше всего, чтобы некоторые практики, связанные с такими богами, как Шипе Тотек, например, сдирание кожи с людей, были не чем иным, как пережитками ушедшей эпохи.