Профессия палача была востребована во все времена у всех народов. И не столько потому, что «работы» было невпроворот, а из-за того, что желающих было не так много. Профессия не пользовалась большим уважением и была в общем-то не самой приятной. Да и требования были довольно жёсткими…
Так, на Руси палач был лишён хорошего человеческого отношения, уважения, зачастую, его нещадно гнали или сразу же убивали односельчане. Православная церковь считала палачей дьявольскими приспешниками. И лишала таких людей возможности присоединиться к церковным таинствам и причастию.
Слово «палач» происходит от названия «палатный» — так называли еще во времена Ивана Грозного человека, который трудился в царских палатах. Без наказаний плоти государь не мог помыслить жизнь своих подданных — того гляди, учинят заговор, отравят царя или порчу наведут. Поэтому среди приближенных выбирали того, который отличался разбойным нравом, жестоким сердцем и особым цинизмом. Кстати, в народе палача звали «катом». Говаривали, что кат – тот, мол, не брат, никого не помилует.
На местах то и дело поступали жалобы от воевод, что охотников до заплечных дел мастеров не находится. Ну, а тех, кого назначали насильно, зачастую, было не сыскать — несчастные просто сбегали, куда глаза глядят.
Почему мы можем называть катов несчастными людьми? Оснований тому — множество: отверженным никто не подавал руки, и за один стол пировать с ними садиться не желали. Прознав, где живет или куда направляется официальный, на государевой службе, убийца, его же соседи или случайные путники могли отходить кровопийцу дубиной, кулаками, а то и сразу, лишить жизни.
Если кому приходилось смотреть на ката, тот считался запятнанным, должен был молитвой очистить себя от греховного. Одно время штат мучителей формировали из обычных бродяг. А при государе Алексее Михайловиче мастерам правосудия полагался оклад в размере четырех рублей на весь год.
Впервые на Руси «профессиональная деятельность» палачей была утверждена «Боярским приговором 1681 года». Но не стоит думать, что палачей до этого не было. Просто не было официального документа, а лишь устоявшиеся народные обычаи. Так, например, долгое время во многих регионах страны профессия передавалась по наследству. Стать палачом мог лишь сын палача, что сильно ограничивало количество претендентов. Кроме того, требовалась определенная физическая сила и умение отсечь голову одним ударом. Не менее важна была и психологическая стойкость — нередко палачи выполняли функции дознавателей, а допросы обычно проводились «с пристрастием», то есть — с пытками. При этом палач должен был обладать «ювелирным» мастерством, чтобы истязаемый не скончался раньше времени.
Указом Сената от 10 июня 1742 года устанавливалось требование и к количеству палачей в зависимости от статуса города: для уездного — один, губернского — два, а столичного — три «мастера заплечных дел». При этом набирать палачей разрешалось из посадских и вольных людей и хоть «из самого гулящего люда, но, чтобы непременно он в городе был». При этом в провинции все равно почти всегда наблюдался дефицит «карателей» или «катов», как их называли. Поэтому тех нередко выписывали из губернии или столицы. А помощником ката мог стать любой из зрителей, желающий не только посмотреть, но и поучаствовать в экзекуции.
В 18-м столетии доходы палачей повысили до величины солдатского жалования в девять рублей и девяносто пять копеек. Но престижа и уважения труду заплечных и жестоких дел мастера реформа никак не прибавила. Так, в 1804-м году вся территория Малороссии имела одного-единственного штатного исполнителя смертной казни. Никакие выплаты, командировочные и прочие льготы не помогли привлечь вольнонаемных к позорному мастерству.
Сделать престижной профессию палача впервые попытался Николай I. Он установил годовое жалование в 300-400 рублей для профессионалов в столице и в 200-300 — в губернских городах. Кроме того, были еще «кормовые» выплаты — на питание и на одежду и «инструмент» — в 50-60 рублей. Платили палачам и своеобразные «командировочные» — за выезды на казнь или дознание с пристрастием в другой город. К слову, о порядке тогдашних цен — дойная корова стоила от трех до пяти рублей. То есть палачи зарабатывали весьма неплохо. Впрочем, «профессиональный дефицит» ощущался и после этого. Тогда в 1833 году было принято решение назначать на должность приговоренных к смертной казни. За это их освобождали от наказания, но в обмен те должны были отработать три года без оплаты, получая лишь одежду и усиленное (двойное) питание…