Рудольф Кристиан Карл Дизель, немецкий изобретатель и инженер-механик, имя которого известно изобретением двигателя, носящего его имя, а также своей скандальной смертью при загадочных обстоятельствах.
Дизель родился в доме на улице Нотр-Дам-де-Назарет № 38 в Париже, Франция, в 1858 году и был вторым из трех детей Элизы (урожденной Стробель) и Теодора Дизеля. Теодор Дизель был известным производителем кожаных изделий в Париже. Но позже семья Дизель столкнулась с финансовыми трудностями, поэтому юному Рудольфу Дизелю пришлось работать в мастерской своего отца и доставлять покупателям кожаные изделия на тачке. Даже в такое трудное время маленький Дизель был известен в своей школе как способный и достойный ученик.
В 1870 году, когда разразилась франко-прусская война, семья Дизель была вынуждена уехать, как и многие другие немцы, потому что Теодор Дизель тоже был немцем, приехавшим в Париж из города Аугсбург, Бавария, в 1848 году. После этого , они поселились в Лондоне, Англия, где Дизель посещал английскую школу.
Однако перед концом войны мать Дизеля отправила 12-летнего Рудольфа в Аугсбург, чтобы он жил с его тетей и дядей Барбарой и Кристофом Барникель. В 14 лет Дизель написал родителям письмо о том, что хочет стать инженером, и он действительно им стал.
В начале своей карьеры Дизель работал над проектированием и строительством современной холодильной и ледовой установки, но позже, в начале 1890-х годов, он вышел за рамки холодильного оборудования. Сначала он работал с паром, его исследования в области теплового КПД и эффективности использования топлива привели его к созданию парового двигателя, использующего пары аммиака. Однако во время испытаний двигатель взорвался и чуть не убил его. Он провел много месяцев в больнице, после чего у него начались проблемы со здоровьем и зрением.
Позже Дизель работал над «рациональной тепловой машиной для замены паровой машины и двигателей внутреннего сгорания» того времени. Именно так в 1897 году заработал первый успешный дизельный двигатель. Сейчас он выставлен в Немецком техническом музее в Мюнхене.
Хотя Рудольф Дизель получил патенты на свою конструкцию в Германии и других странах, в том числе в Соединенных Штатах, он никогда не видел такого большого успеха в своем изобретении, как мы можем видеть сегодня, потому что он неожиданно умер в 1913 году. Это было время, когда использование дизельных двигателей только начало распространяться по всему миру.
Вечером 29 сентября 1913 года Рудольф Дизель исчезает с парохода «Дрезден» во время путешествия из Антверпена, Бельгия, в Харвич, Англия. Дизель сел на пароход почтового отделения в Антверпене по пути на собрание компании Consolidated Diesel Manufacturing в Лондоне.
Он пообедал на борту корабля, а затем отправился в свою каюту около 10 часов вечера, сообщив, что его вызовут на следующее утро в 6:15 утра. Но, к сожалению, живым его больше никто не видел. На следующее утро его каюта была пуста, а его постель не спала, хотя его ночная рубашка была аккуратно разложена, а часы оставлены там, где их можно было видеть с кровати. Его шляпа и пальто были обнаружены аккуратно сложенными под перилами кормовой палубы.
Через десять дней экипаж голландского катера «Кертсен» наткнулся на труп мужчины, плававшего в Северном море недалеко от Норвегии. Тело находилось в таком сильном разложении, что его невозможно было опознать, и его не подняли на борт. Вместо этого экипаж извлек личные вещи, такие как футляр для таблеток, бумажник, удостоверение личности, перочинный нож, футляр для очков и т. д., из одежды убитого и вернул тело в море. 13 октября сын Рудольфа, Ойген Дизель, опознал эти предметы как принадлежащие его отцу. 11 октября сообщалось, что тело Дизеля было найдено в устье Шельды лодочником, но он был вынужден выбросить его за борт из-за плохой погоды.
Существуют различные теории, объясняющие смерть Дизеля. Некоторые люди, такие как его биограф Гроссер в 1978 году, утверждают, что Рудольф Дизель покончил жизнь самоубийством. Другая версия предполагает, что он был убит, учитывая его отказ предоставить немецким войскам исключительные права на использование его изобретения. Тем не менее, доказательства ограничены для всех объяснений, а его исчезновение и смерть остаются нераскрытыми.
Вскоре после исчезновения Дизеля его жена Марта открыла сумку, которую Дизель дал ей незадолго до своего злополучного путешествия, с указанием не открывать ее до следующей недели. Она обнаружила 200 000 немецких марок наличными — 1,2 миллиона долларов США на сегодняшний день — и ряд финансовых отчетов, свидетельствующих о том, что их банковские счета практически пусты.
В дневнике, который Дизель привез с собой на корабль, за дату 29 сентября 1913 года был нарисован крест, обозначающий смерть. Это, однако, не решает вопроса, покончил ли он с жизнью собственноручно или стал жертвой преступления.
К 1912 году во всем мире работало более 70 000 дизельных двигателей, в основном на заводах и генераторах. В конце концов, двигатель Дизеля произвел революцию в железнодорожной отрасли. После Второй мировой войны грузовики и автобусы также начали использовать дизельные двигатели, которые позволили им гораздо экономичнее перевозить тяжелые грузы.
В это время исчезновение Дизеля потрясло мир. Он казался чрезвычайно состоятельным благодаря своим многочисленным патентам и был титаном изобретательства. Однако после его исчезновения и вынесения решения о его смерти новые подробности показали, что на самом деле он был в серьезных долгах из-за плохих вложений и у него было плохое здоровье. В то время как его смерть была официально признана самоубийством, загадочные обстоятельства, связанные с этим, удерживали Дизеля в новостях в течение многих лет.
На момент смерти Дизеля он направлялся в Англию, чтобы присутствовать на закладке нового завода по производству дизельных двигателей и встретиться с британскими военно-морскими силами по поводу установки его двигателя на их подводные лодки. Почти сразу же начали распространяться теории заговора: «Изобретатель был брошен в море, чтобы остановить продажу патентов британскому правительству», — гласил один из заголовков. Другой обеспокоен тем, что Дизель был «убит агентами крупных нефтяных трастов». Вполне вероятно, что Дизель бросился за борт — как оказалось, он был почти разорен, — но тайна, вероятно, никогда не будет разгадана.